Особо охраняемые природные территории ЮГРЫ

Постановление Губернатора ХМАО-Югры от 15.10.1998 N 444 «О создании в ХМАО заповедно-природного парка окружного значения «Сибирские увалы»

 ГУБЕРНАТОР ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА 

   ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 1998 г. N 444

   О СОЗДАНИИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
ЗАПОВЕДНО-ПРИРОДНОГО ПАРКА ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ
«СИБИРСКИЕ УВАЛЫ»
(в ред. постановления Губернатора ХМАО от 10.01.1999 N 9) 

На основании Земельного кодекса РФ, Закона РФ "Об охране окружающем природной среды", Закона Ханты-Мансийского автономного округа "Об охране окружающей среды" и в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", Лесным кодексом РФ, учитывая предложения служб Нижневартовского района, российских и зарубежных ученых, в целях сохранения уникальных природных комплексов "Сибирских Увалов", имеющих экологическое значение, объектов животного и растительного мира, изучения и контроля за изменением состояния окружающей природной среды:
1. Принять предложение администрации Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа, согласованное с природоохранными и другими заинтересованными организациями и ведомствами, о создании на территории Ханты-Мансийского автономного округа заповедно-природного парка "Сибирские Увалы" общей площадью 299620 га в границах согласно приложениям 1, 2 (не приводятся).
2. Нижневартовскому лесхозу заключить с дирекцией заповедно-природного парка окружного значения "Сибирские Увалы" договор безвозмездного пользования участком лесного фонда сроком на 49 лет. Дирекции зарегистрировать договор безвозмездного пользования участком лесного фонда в филиале Регистрационной палаты Нижневартовского района.
(п. 2 в ред. постановления Губернатора ХМАО от 10.01.1999 N 9)
3. Определить режим и функции заповедно-природного парка "Сибирские увалы" в соответствии с Положением согласно приложению 3.
4. Государственное управление и контроль за организацией и функционированием заповедно-природного парка возложить на Государственный комитет по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа (Долингер А.В.).
5. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Ханты-Мансийского автономного округа (Белов В.В.) внести соответствующие изменения в земельно-кадастровую документацию Нижневартовского района и округа.
6. Государственному комитету по охране окружающей среды (Долингер В.А.) осуществить в 1998 г. организационные мероприятия по созданию заповедно-природного парка "Сибирские Увалы".
7. Исключен. - Постановление Губернатора ХМАО от 10.01.1999 N 9.
8. Финансирование мероприятий по созданию и деятельности заповедно-природного парка "Сибирские Увалы" производить согласно программе "Охрана окружающей среды и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа на 1996 - 2000 годы" из окружного бюджета, а также из внебюджетных и других источников.
9. Комитету по финансам и налоговой политике (Перевалов А.К.) включить в план финансирования на 1999 год мероприятия по организации заповедно-природного парка "Сибирские Увалы" отдельной строкой.
10. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации округа Л.И.Калашникова. 

Губернатор автономного округа
А.В.ФИЛИПЕНКО 

Приложение 1
к постановлению Губернатора
автономного округа
от 15.10.98 N 444 

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЗАПОВЕДНО-ПРИРОДНОМ ПАРКЕ "СИБИРСКИЕ УВАЛЫ" 

Раздел I. Общие положения 

1. Заповедно-природный парк окружного значения (далее ЗПП) является природоохранным, рекреационным, научно-исследовательским, эколого-просветительским государственным учреждением с элементами традиционного хозяйствования коренных народностей Севера и местного населения.
2. ЗПП расположен на территории муниципального образования Нижневартовский район Ханты-Мансийского автономного округа.
3. ЗПП "Сибирские Увалы" в верховьях р. Сабун расположен на территории муниципального образования Нижневартовский район Ханты-Мансийского автономного округа, в следующих границах:
а) северная - совпадает с административной границей с Ямало-Ненецким автономным округом по водоразделу бассейнов рек Обь и Таз. В натуре граница прорублена просекой шириной до 5 метров, хорошо просматривается с вертолета;
б) восточная - от административной границы с Ямало-Ненецким автономным округом по реке Куер-Еган на юг до впадения в реку Глубокий Сабун, и далее по реке Глубокий Сабун граница переходит на южную границу особо охраняемой природной территории (ООПТ);
в) южная - по реке Глубокий Сабун;
г) западная - от устья реки Сарм-Сабун на север по реке Сарм-Сабун на северо-восток по реке Западной до административной границы с Ямало-Ненецким автономным округом.
4. ЗПП создан с целью сохранения и изучения естественного хода природных процессов, явлений, генетического фонда растительного и животного мира, предназначен для сохранения нетронутых природных объектов в районе интенсивной разработки месторождений нефти и газа.
5. Заповедно-природный парк образован постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 15.10.98 N 444 по представлению Государственного комитета по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа, согласованному с Федеральным комитетом по лесному хозяйству и Администрацией муниципального образования Нижневартовский район - постановление от 24.06.98 N 184. В своей деятельности Парк руководствуется Конституцией РФ, Законами РФ от 14.03.95 "Об особо охраняемых природных территориях", от 19.12.91 "Об охране окружающей природной среды", Гражданским кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ от 28.04.91, "О некоммерческих организациях" от 08.12.95 и иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа, а также настоящим Положением.
6. Площадь ЗПП - 299620 га.
7. ЗПП создан на землях Государственного лесного фонда Нижневартовского лесхоза Ларьякского лесничества муниципального образования Нижневартовского района в кварталах лесонасаждений: 20 - 23, 30 - 33, 37 - 40, 49 - 53, 58 - 64, 75 - 82, 89, 91 - 94, 109, 110, 127, 146, на основе долгосрочного договора аренды (на срок до 49 лет). 

Раздел II. Правовой статус
заповедно-природного парка "Сибирские Увалы" 

8. Земля, находящаяся на территории ЗПП, предоставляется ему Управлением лесами Ханты-Мансийского автономного округа на основе долгосрочного договора аренды без выделения ее из состава земель Гослесфонда.
9. Территория заповедно-природного парка учитывается при разработке территориальных комплексных схем, планов и перспектив экономического и социального развития, схем землеустройства и районной планировки. Все проектные документы и любая хозяйственная деятельность (в том числе и намерения о развитии хозяйственной деятельности) подлежат обязательному согласованию с природоохранными службами Ханты-Мансийского автономного округа.
10. Режим и использование земель в границах ЗПП определяется на основе дифференцированного подхода с учетом установленных функциональных зон.
11. ЗПП является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетный и иные счета в учреждениях банков РФ, а также печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.
12. ЗПП предоставляется льготное налогообложение согласно действующему законодательству.
13. Финансирование деятельности ЗПП осуществляется за счет средств:
- окружного бюджета;
- местных бюджетов (по усмотрению);
- экологических фондов по статьям: погашение дефицита бюджета, финансирование научных и природоохранных программ;
- возмещения ущерба, причиненного в результате деятельности физических и юридических лиц;
- внебюджетных источников, получаемых от научной, рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам ЗПП;
- в порядке безвозмездной помощи физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и международных организаций;
- от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования.
14. ЗПП осуществляет деятельность, не противоречащую его задачам и установленному режиму. Средства, полученные ЗПП, зачисляются на его расчетные счета. Бюджетные средства расходуются в соответствии со сметой расходов, которая утверждается Государственным комитетом по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа.
Планы мероприятий ЗПП по выполнению задач, объем бюджетного финансирования утверждаются Государственным комитетом по охране окружающей среды по согласованию с Администрацией автономного округа.
15. ЗПП вправе иметь собственную символику, утвержденную Государственным комитетом по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа. 

Раздел III. Задачи заповедно-природного парка 

16. ЗПП является специальной категорией особо охраняемой природной территории, сочетающей задачи и функции природного заповедника и природного парка. Принципиальная возможность установления подобных категорий предусмотрена Законом РФ "Об особо охраняемых природных территориях (ст. 2 п. 2).
17. В соответствии с этим статусом основными задачами и функциями ЗПП являются:
а) осуществление охраны природной территории в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
б) организация и проведение научных исследований, внедрение эффективных методов охраны природы;
в) создание условий для экологического просвещения и отдыха небольших групп населения или специалистов;
г) поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территории;
д) экологическое просвещение;
е) осуществление экологического мониторинга, контроль за состоянием и возобновляемостью промысловых запасов животных и растений.  

Раздел IV. Управление заповедно-природным парком 

18. Отношения учредителя и ЗПП регулируются действующим законодательством, а также договорами.
Договор между учредителем и ЗПП определяет взаимные обязательства сторон, условия и порядок финансирования деятельности ЗПП учредителем, материальную ответственность сторон, основания и условия расторжения договора, решение социальных вопросов.
19. ЗПП разрабатывает свои структуры и штаты применительно к типовым, утвержденным. ЗПП возглавляется директором, который назначается приказом Государственного комитета по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа по согласованию с Администрацией Нижневартовского района.
20. Структура и штаты ЗПП утверждаются директором. Функциональные обязанности отделов, служб определяются положением о них.
21. Обязанности, права и ответственность должностных лиц и сотрудников определяются должностными квалификационными характеристиками, инструкциями по безопасным методам труда, санитарной гигиене и противопожарной защите.
22. Директор осуществляет руководство оперативной деятельностью ЗПП, действует без доверенности от имени ЗПП, представляет его интересы во всех учреждениях, предприятиях и организациях в соответствии с законодательством РФ и настоящим Положением, распоряжается имуществом ЗПП, совершает всякого рода сделки и иные юридические акты, выдает доверенности, открывает счета, в том числе валютные, принимает и увольняет работников ЗПП, утверждает сметы расходов, штатное расписание и должностные оклады работников ЗПП, а также положение о порядке доплат к должностным окладам и выплате премий, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников ЗПП.
23. Формирование трудового коллектива ЗПП осуществляется на основе трудовых договоров (контрактов).
24. Взаимоотношения трудового коллектива ЗПП и директора, организация труда, социальное развитие, участие работников в распределении соответствующих фондов регулируются законодательством Российской Федерации.
25. ЗПП в пределах имеющихся средств на оплату труда может самостоятельно устанавливать для своих работников размеры заработной платы, дифференцированные надбавки к ставкам и должностным окладам, применять различные прогрессивные формы организации, оплаты и стимулирования труда. 

Раздел V. Зонирование и режим охраны
территории заповедно-природного парка 

26. На территории ЗПП запрещается любая деятельность, противоречащая задачам ЗПП и режиму особой охраны его территории.
27. На территории ЗПП при проектировании установлен различный (дифференцированный) режим его особой охраны, защиты и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков, а именно:
1. Зона регламентированной деятельности, расположенная от границы парка вглубь территории на ширину 5 км, ее площадь 123 тыс. га. В этой зоне ведутся хозяйственно-производственные работы, необходимые для обеспечения функционирования ЗПП, а также удовлетворения основных нужд проживающего на его территории населения.
2. Буферная зона расположена от зоны регламентируемой деятельности вглубь территории на 2 км, ее площадь 42 тыс. га. Основная цель охранной зоны заключается в том, чтобы создать барьер, прикрывающий пути проникновения в ЗПП, и предотвратить отрицательное воздействие хозяйственной деятельности на его природу.
В охранной зоне запрещается всякое активное вмешательство в природные процессы.
Буферная и регламентирующая зоны предусматривают участки земли и акватории, предназначенные для организации отдыха населения, туризма, экологического просвещения.
3. Ядро парка - расположено внутри буферной зоны, его площадь 134620 га. Здесь запрещены все виды деятельности, за исключением научных исследований.
28. При детальном проектировании и научно-практическом обосновании в Парке могут устанавливаться другие функциональные зоны, направленные на охрану источников водоснабжения и водоемов, мест гнездований редких видов птиц, мест обитания редких и типичных видов животных, и другие.
На всей территории парка запрещаются:
- любая деятельность, влекущая за собой коренные изменения исторически сложившегося природного ландшафта, угрожающая снижением или уничтожением экологических, эстетических, рекреационных качеств природных комплексов;
- действия, изменяющие гидрологический режим;
- сплав леса по водотокам и водоемам;
- засорение, захламление, загрязнение территории Парка отходами и продуктами хозяйственной деятельности;
- изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, за исключением необходимых природному парку для выполнения его основных задач с обязательной экологической экспертизой проектов планируемых работ;
- движение транспорта и плавсредств вне дорог и установленных маршрутов движения, за исключением снегоходов типа "Буран", а также стоянка этого транспорта вне отведенных мест;
- проведение спортивных и научных экспедиций без согласования сроков и маршрутов с администрацией парка;
- разведение огня вне отведенных мест;
- устройство мест отдыха и прокладка троп в местах, не согласованных с дирекцией парка;
- рубки главного пользования;
- пролет вертолетов вне коридоров с высотой полета менее 500 м;
- отстрел животных и птиц без лицензий в регламентируемой зоне.
29. В местах, определенных проектом организации территории ЗПП, разрешены:
- организация подсобных хозяйств для обеспечения продуктами питания сотрудников парка;
- заготовка дров и деловой древесины, необходимых для обеспечения потребностей парка и населения, проживающего на территории парка (по лесорубочным билетам);
- сбор дикоросов работниками ЗПП, проживающими в районе ЗПП, туристами, коренными жителями для личного потребления;
- любительский лов рыбы туристам, коренным жителям, работникам ЗПП, проживающими в районе ЗПП;
- организация и устройство экскурсионных экологических маршрутов.
30. Пребывание на территории ЗПП граждан, не являющихся работниками парка, допускается только при наличии разрешений дирекции ЗПП. 

Раздел VI. Организация охраны заповедно-природного парка 

31. Соблюдение режима ЗПП обеспечивается службой его охраны, в состав которой входят: директор ЗПП и его заместители, старшие государственные инспектора по охране ЗПП, участковые государственные инспектора по охране ЗПП (охотоведы, егеря). Директор ЗПП является главным государственным инспектором, его заместители - заместителями главного государственного инспектора.
32. К охране территории могут привлекаться общественные инспекции.
33. Государственный инспектор имеет право:
- проверять у лиц, находящихся на территории ЗПП, документы на право пребывания на этой территории;
- задерживать на территории ЗПП лиц, нарушивших законодательство РФ об особо охраняемых территориях;
- составлять протоколы и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;
- направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях установленного режима ЗПП, к административной ответственности;
- изымать у нарушителей законодательства РФ об особо охраняемых природных территориях продукцию и орудия незаконного природопользования, а также соответствующие документы;
- производить на территории ЗПП досмотр транспортных средств и личных вещей;
- приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму ЗПП;
- государственный инспектор пользуется правами должностных лиц государственной лесной охраны и других специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды;
- государственный инспектор пользуется правом хранения и ношения огнестрельного оружия при наличии разрешения органов внутренних дел.
Порядок приобретения, хранения и применения служебного огнестрельного оружия регулируется действующим законодательством.
34. Главному государственному инспектору и заместителям главного госинспектора предоставляются все права государственных инспекторов, кроме того, указанные лица имеют право:
- запрещать хозяйственную деятельность, не соответствующую установленному режиму ЗПП;
- направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства РФ в парке;
- предъявлять иски юридическим и физическим лицам о взыскании средств в пользу парка, средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам парка в результате нарушения установленного режима;
- госинспекторы подлежат обязательному страхованию в соответствии с законодательством РФ.
35. Ущерб имуществу госинспекторов, причиненный в связи с выполнением служебных обязанностей и служебного долга, возмещается за счет средств парка или вышестоящего органа. При этом администрация ЗПП вправе предъявлять регрессный иск к организации или гражданину, ответственному за причиненный ущерб.
36. Государственным инспекторам по охране ЗПП выдается бесплатно органом, в ведении которого они находятся, форменное обмундирование со знаком различия и нагрудный знак установленного образца. 

Раздел VII. Научно-исследовательская и просветительская
деятельность заповедно-природного парка 

37. Научно-исследовательская деятельность в ЗПП направлена на разработку и внедрение научных методов сохранения биологического разнообразия природных комплексов и объектов в условиях рекреационного использования, оценку и прогноз экологической обстановки в регионе.
38. Научно-исследовательская деятельность в ЗПП проводится:
- штатными сотрудниками научных отделов и лаборатории ЗПП по планам научно-исследовательских работ, утвержденным научно-техническим советом ЗПП;
- научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля на договорных началах по общим с ЗПП программам, согласованным с отделом экологии Администрации Ханты-Мансийского автономного округа и Государственным комитетом по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа.
39. В ЗПП создается Ученый совет. Состав совета и Положение о нем утверждаются Государственным комитетом по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа.
40. В ЗПП формируется и находится на хранении научный фонд.
41. ЗПП предоставляется право издания научных трудов.
42. Планы лесохозяйственных, биотехнических, рекультивационных и реставрационных работ, а также мероприятия по регулированию численности диких животных на территории ЗПП рассматриваются в обязательном порядке на заседании Ученого совета.
43. Организация и непосредственное руководство научными исследованиями, проводимыми в ЗПП, осуществляется заместителем директора по научной работе, который является одновременно первым заместителем директора ЗПП.
44. Просветительская деятельность ЗПП включает:
- выпуск буклетов, фотоальбомов, путеводителей, справочных материалов и иной печатной продукции;
- организацию музеев и экспозиций под открытым небом;
- создание и обустройство учебных экскурсионных троп и маршрутов;
- прохождение учебной и производственной практики студентами высших и средних учебных заведений соответствующего профиля;
- освещение деятельности ЗПП в средствах массовой информации и иные формы и методы социально-экологического воспитания, образования и пропаганды экологических знаний. 

Раздел VIII. Хозяйственная деятельность
заповедно-природного парка 

45. Хозяйственная деятельность Парка направлена на обеспечение надлежащей охраны природных объектов, выполнение мероприятий по уходу за ними и их восстановлению, а также на организацию регулируемого туризма и отдыха в природных условиях.
46. Строительство и эксплуатация гостиниц, турбаз, предприятий общественного питания и других объектов туристического сервиса, создание условий для отдыха граждан, их культурного и бытового обслуживания осуществляется заинтересованными государственными, кооперативными, общественными и частыми предприятиями и учреждениями на условиях, определенных соответствующими договорами, заключенными с ЗПП.
47. В случае отсутствия юридических лиц, заинтересованных в строительстве и эксплуатации объектов туризма и отдыха, ЗПП может самостоятельно осуществлять эти работы за счет средств, выделяемых из бюджета, при этом доходы от эксплуатации этих объектов учитываются в сметах расходов Парка.
48. Охотпользование на территории Парка осуществляется ЗПП в порядке, установленном законодательством.
49. ЗПП располагает имуществом, которое принадлежит ему на правах оперативного управления, отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.
50. ЗПП имеет право на самостоятельное распоряжение денежными средствами и иным имуществом, переданным ему физическими и юридическими лицами в форме дара, а также доходами от собственной деятельности ЗПП и приобретенным на эти доходы имуществом.
51. Имущество, приобретенное за счет доходов от разрешенной самостоятельной деятельности, учитывается на балансе ЗПП. Приобретение необходимого имущества стоимостью свыше 500 минимальных месячных зарплат осуществляется на основе ежегодных планов деятельности и в соответствии с утвержденной сметой либо по согласованию с управляющим органом.
52. Материально-техническое обеспечение ЗПП, развитие его базы осуществляется самим ЗПП в пределах бюджетных и собственных средств.
53. В случае ликвидации ЗПП находящееся в его распоряжении имущество передается в распоряжение Администрации Ханты-Мансийского автономного округа. 

Раздел IX. Условия и плата труда в заповедно-природном парке 

54. Структура и штаты ЗПП определяются Государственным комитетом по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа в пределах фонда оплаты труда и имеющихся средств.
55. Доплаты, надбавки, премии и другие виды дополнительного поощрения работников определяются администрацией парка в соответствии с действующим законодательством:
- работники парка принимаются на работу по контракту;
- работникам парка бесплатно выдается специальная одежда, обувь, бронежилеты и средства индивидуальной защиты по нормам, нагрудный знак установленного образца;
- работникам парка, имеющим в личной собственности автомобили, лодочные моторы и использующим их для служебных разъездов, выделяются ГСМ, а также производится их текущий ремонт. 

Раздел X. Контроль за деятельностью
заповедно-природного парка 

56. Контроль за деятельностью ЗПП и соблюдение режима особой охраны осуществляется Государственным комитетом по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа, его межрайонным подразделением (Нижневартовским межрайонным комитетом по охране окружающей среды) и иными специально уполномоченными на это органами. 

Раздел XI. Ликвидация и реорганизация
заповедно-природного парка 

57. Решение о прекращении деятельности заповедно-природного парка принимается администрацией Ханты-Мансийского автономного округа в виде его ликвидации либо реорганизации на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
58. Процедура ликвидации или реорганизации осуществляется соответствующей комиссией, в состав которой должны входить представители Администрации Ханты-Мансийского автономного округа.
При ликвидации или реорганизации работникам гарантируется соблюдение их прав в соответствии с законодательством РФ.
59. Все документы (управленческие, финансово-хозяйственные, по личному составу и пр.) передаются в соответствии с установленными правилами в архив Государственного комитета по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа. 


Возврат к списку


закрыть

На данной странице Вы можете задать вопрос об особо охраняемых природных территориях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Вопрос будет рассмотрен, и Вы получите ответ на адрес указанной электронной почты.

Обращаем внимание, что данное обращение НЕ ЯВЛЯЕТСЯ официальным обращением в адрес органа власти, регулируемым Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Полученный ответ носит информационно-справочный характер.

Вопросы, поступившие с неполной или неточной информацией об отправителе, содержащие некорректные выражения, общие рассуждения по известным политическим и экономическим проблемам, любую рекламу, а также те, из которых не представляется возможным понять существо вопроса, НЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ

Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*